Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 г. Владимира

x x x x x x x x

В сегодняшнем мире постоянных перемен и реформ происходят существеннейшие изменения социальных условий, влияющих на социокультурную, образовательную, информационную среду, что нельзя не учитывать при воспитании или перевоспитании личности. Роль правильно организованной педагогической среды с каждым годом возрастает в силу особенностей развития общества. Среда вечернего общеобразовательного учреждения должна в большей мере, чем в дневной школе, способствовать успешной социализации личности.

В связи с этим от педагогов требуется готовность к осуществлению педагогической поддержки, высокий уровень психологической и технологической подготовки по созданию такой образовательной среды, которая способствовала бы формированию личности, способной адаптироваться и максимально реализовать себя в окружающем мире.

x x x x x x x x

Прошедший 2008-09 учебный год был своеобразным испытанием нашей системы на прочность. Впервые вечерние школы участвовали в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ на общих с дневными школами основаниях. При этом не учитывались многие факторы: особенности контингента учащихся, недостаточное для повышенных требований к ЗУН учащихся количество часов по учебному плану (даже на основные дисциплины), отсутствие мотивации для продолжения обучения в вузах, а значит, и получения сертификатов с результатами ЕГЭ (ведь большинство выпускников уже определились в жизни, имеют работу, некоторые – семью и другие приоритеты). Не было проведено никакого эксперимента в вечерних школах. И ученики, поступая в 10-ый класс, еще не имели информации, что ждет их на выпуске. Все это осложнило работу педагогического коллектива. Тем не менее, результаты лучше, чем можно было ожидать. Самоотверженная работа педагогов, индивидуальные и дополнительные занятия с учащимися принесли свои плоды. Все, кто регулярно посещал уроки и консультации, выполнили необходимый минимум заданий единого государственного экзамена.

В течение учебного года усилия педагогического коллектива были направлены на создание образовательной среды, способствующей формированию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и адаптированной к современным социальным условиям через реализацию принципов педагогического сотрудничества и диалогизацию учебно-воспитательного процесса.

В этом учебном году был завершен трехлетний цикл творческой работы педагогов по диалогизации УВП общешкольной педагогической конференцией. Эта деятельность была теснейшим образом связана с задачами, решаемыми школой ранее. Напомним, что предыдущие два цикла были посвящены психологизации учебно-воспитательного процесса (созданию психолого-педагогических условий для обучения трудных подростков) и социализации УВП (созданию условий для саморазвития и самоопределения школьников).


Предлагаем вашему вниманию выдержки из школьного годового анализа, посвященные работе по методической проблеме.


Деятельность теоретических семинаров, методических объединений, индивидуальная работа педагога по самообразованию – все это организуется в соответствии с поставленной перед коллективом единой методической проблемой, хотя учителя при выборе личной темы ориентируются также и на собственные потребности, интересы, уровень мастерства, особенности профессиональной деятельности.

Работа по общешкольной проблеме проводилась традиционно - по отработанной системе, в основе которой находился трехгодичный цикл, включающий:
– теоретическое обоснование проблемы, уточнение психолого-педагогических понятий, изучение необходимой литературы;
– практическое применение накопленных знаний, диагностику и коррекцию;
– обобщение и внедрение опыта;
– ежегодное подведение итогов, обмен информацией на тематических педсоветах и в завершение – проведение школьной педагогической конференции.

Третий год учителя работали над общешкольной методической проблемой:

«Диалогизация УВП как средство создания развивающей образовательной среды, способствующей формированию социально активной личности», по направлениям:

Педколлективом в течение учебного года решались следующие задачи:
– разработка комплекса диагностических методик, позволяющих выявить уровни готовности учащихся, педагогов и родителей к диалогу, к совместному решению личностных проблем;
– корректировка вариативной часть учебного плана, включение в него уроков, позволяющих накапливать детям знания разрешения конфликтов;
– освоение педагогами школы технологии личностно-развивающего диалога;
– овладение учителями технологий и техникой диалога как одной из форм педагогической поддержки;
– моделирование социально-психологической деятельности, направленной на педагогическую поддержку;
– анализ специфики использования диалога при изучении разных учебных дисциплин;
– обмен опытом работы учителей школы.

На протяжении трех лет учителя изучали данную проблему, познакомились с опытом работы коллег на заседании МО, работали индивидуально, использовали накопленный материал в практической деятельности.

В течение 2006–09 годов были проведены необходимые теоретические и практические занятия с учителями по вопросам:

- На МО учителей-предметников и классных руководителей:

1. Роль эмоционального состояния педагога в создании благоприятного психологического климата в школьном коллективе.
2. Межличностное взаимодействие педагогов и родителей.
3. Использование в педагогической практике новых технологий, способствующих формированию навыков самообразования и социализации школьников в развивающемся информационном пространстве
4. Мониторинг ошибок и трудностей организации педагогического взаимодействия учителя и ученика.
5. Разработка учебно-программной документации, систем учебно-воспитательных занятий в режиме диалога.
6. Уроки разрешения конфликтов, формирование толерантности
7. Консультирование педагогов в организации деятельности по систематизации и письменному оформлению результатов работы по методической проблеме; по составлению тематических планов и планов классных руководителей (с учетом накопленного материала по самообразованию).
8. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников.
9. Ролевая игра как способ обучения педагогов грамотному разрешению педагогических ситуаций.

- На методическом семинаре:

1. Модели педагогического сотрудничества.
2. Наличие личностно-развивающего диалога в учебно-воспитательном процессе.
3. Креативные подходы к обучению. Режиссура урока
4. Формирование познавательной компетентности учащихся
5. Реализация метода проектов с помощью информационных технологий
6. Знания и правильно избранный путь их усвоения как предпосылка умственного развития учащихся.

- На психолого-педагогическом семинаре:

1. Трудности периода адаптации подростка в условиях вечерней школы.
2. Диалог как средство развития эмоциональной сферы учащихся.
3. Как и от чего защищаются наши дети (особенности развития личности современного подростка)
4. Стрессовые ситуации и способы выхода из них (тренинг)
5. Несовершенство моделей общения, его дефицит; синдром одиночества
6. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления

Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития учащегося.

В течение трех учебных лет были проведены следующие тематические педсоветы:

– Роль семьи в создании условий для полноценного развития личности и создания позитивной образовательной среды;
– Учитель и класс: стратегии партнерства;
– Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя;
– Школа и педагог: вчера, сегодня, завтра;
– Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками как необходимое условие успешности учащихся в обучении и воспитании;
– Модель диалогической системы образования как способа педагогической поддержки личности в условиях вечерней школы;
– Система ценностных отношений как приоритетный ресурс развития школы.

В течение 2006-09 учебного года педагоги обобщали и систематизировали свой опыт и готовились к демонстрации полученных результатов на конференции.

Были проведены неоднократные индивидуальные консультации и оказана помощь педагогам в письменном оформлении результатов работы по методической проблеме. Доклады были напечатаны и розданы рецензентам для анализа, которые также подготовились к выступлению.

В июне 2009 состоялась школьная педагогическая конференция, на которой педагоги обменялись опытом. Практически все учителя школы приняли участие в конференции.

Конференция подтвердила актуальность данной проблемы и необходимость продолжения работы в данном направлении, поскольку принципы педагогики сотрудничества не устаревают, а необходимость диалога во всех сферах нашей жизни только возрастает в силу особенностей развития общества.

Бабаев

Директор школы Бабаев Н.В. открывает конференцию.

Соболь

Выступление учителя ОХК Соболь Т.А.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Ломова И.А. Искусство общения как значимый компонент учительского труда (рецензент Казанцева И.Ю.)

Трофимова Л.Д. Роль педагога в создании условий для организации продуктивного взаимодействия на уроке (рецензент Середина И.М.)

Савельева Г.Л. Роль классного руководителя в обучении искусству общения (рецензент Егоров В.И.)

Беляева И.Е. Использование активных форм диалога на уроках физики как средство формирования коммуникативной культуры (рецензент Фалинская В.М.)

Красоткина Л.А. Диалог на уроках истории и обществознания как фактор личностной ориентации, способ формирования мировоззрения (рецензент Голик Н.И.)

Симоновская Г.А. Учебный диалог как средство активизации познавательной деятельности учащегося (рецензент Бабаев Н.В.)

Егоров В.И. Развитие критического мышления на уроках литературы как средство воспитания социально активной, духовно развитой личности (рецензент Трофимова Л.Д.)

Казанцева И.Ю. Использование диалоговых методов на уроке географии как эффективный способ решения дидактической задачи (рецензент Кочнева А.А.)

Фалинская В.М. Диалог на уроке как средство развития речевой деятельности учащегося (рецензент Красоткина Л.А.)

Соболь Т.А. Диалог на уроках ОХК как средство развития эмоциональной сферы ученика (рецензент Савельева Г.Л.)

Громова Н.И. Формирование толерантности на уроках истории, обществознания как основного принципа социализации, грамотного диалога с окружающим миром (рецензент Ветчинова В.В.)

Федорова Н.В. Использование комплекса диагностических методик, позволяющих выявить уровни готовности учащихся, педагогов и родителей к диалогу, к совместному решению личностных проблем (рецензент Ломова И.А.)

Было определено и новое направление в методической работе. На следующие три учебных года принята новая общешкольная тема, естественным образом вытекающая из предыдущих и представляющаяся наиболее актуальной для формирования «человека разумного» в современных условиях жизни: Социальная экология как основополагающее направление организации УВП школы, способствующее формированию гуманитарного сознания и ценностных ориентаций учащихся.




Воспроизведение материалов сайта возможно только с разрешения
редактора проекта - Ломовой И.А.

Copyright © Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 г. Владимира, 2005-2010
600009, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Михайловская, 49, тел.: (4922) 53-23-52

Lee Graphics

Copyright © Разработка и дизайн Lee Graphics, 2005-2010

Hosted by uCoz